Скоро в школу - современный подход

Автор Нащёкина Е.В.

Руководитель ДЦ «Летучий Корабль»

Педагог по развитию интеллекта у детей

 

В процессе подготовки детей к школе, а также во время обучения их ещё в начальных классах большинство родителей задаются вопросом: «А как же мы раньше учились? Сами домашнее задание делали, без родителей, без репетиторов?»

И так на самом деле в большинстве своём и было. Но раньше и Ломоносов в Москву пешком пришёл, и женщины в поле рожали, и многое было иначе! Давайте посмотрим действительности в глаза.

Во-первых, система образования и методы обучения неизбежно меняются. В чём-то в лучшую сторону, а в чём-то, к сожалению, в худшую. Раньше разбирали новую тему в классе, а дома закрепляли пройденный материал и по образцу выполняли домашнее задание. И так было ещё 10-15 лет назад. Когда учился мой сын, можно было открыть учебник, тетрадь, и всё было понятно. Сейчас же большая часть материала даже не разбирается на уроке, а выдаётся для самостоятельного выполнения дома.

Во-вторых, объём информации и темп её подачи постоянно растут. Все помнят, что раньше в первом классе ещё палочки и крючочки прописывали, а сейчас за первое полугодие дети проходят все письменные буквы. Учителя часто становятся заложниками ситуации - «успеть пройти всю программу». Всем известно, что незакрепленный материал потом аукнется. А пройти нужно столько, что некоторые родители даже шутят: «После начальной школы можно диссертацию защищать».

В-третьих, требуется усвоить много совершенно ненужной информации, которая никак не влияет на развитие интеллекта в целом, а порой наоборот, только путает ребёнка. Например, фонетика – изучение звуков речи, представляется в таком глубоком понимании, что сводит с ума и детей, и родителей! А главное, что эти знания в действительности пригодятся только тем, кто будет специалистом в соответствующей области. На грамотность эти знания тоже никак не влияют. Если пишется иначе, чем слышится – легче выучить правило, чем запомнить звуко-буквенный анализ. Например: слышим – [ЖЫ,ШЫ],а пишем ЖИ, ШИ. А зачем ребёнку, да и взрослому тоже знать, что МАЯК слышится как [МАЙАК]?

Если мы посмотрим на некоторые учебники начальной школы по дисциплине «Окружающий мир», то уверена, что и половина родителей самостоятельно не справится с заданием. При чём здесь, безусловно, интересная и полезная информация, но охватить такой объём и выполнить требование выучить – это под силу единицам. Если ребёнок увлекается чем-то, то запомнить 20 названий камней или растений ему легко, потому что интересно! Но увлекаться всем практически невозможно. На мой взгляд, эти требования являются абсурдными, и почти все родители признаются, что большую часть таких заданий делают сами, ночью, когда дети спят.

В-четвертых, на сегодняшний день не существует единого стандарта  записи и формулировки заданий. Вспомните, раньше все учились по одним учебникам, а сейчас сами учителя чуть ли не каждый год осваивают новые программы. В школах используют огромное количество пособий, тестов от разных авторов, где могут быть совершенно разные  требования к выполнению. Каким бы способным ни был ребёнок, у него могут возникнуть трудности, непонимание, если он видит подобное задание впервые.

Ну и, наконец, в-пятых – это то, что сами дети сегодня совершенно другие! Это естественный процесс эволюции и, безусловно, каждое поколение отличается от предыдущего. Чем быстрее развивается всё вокруг, тем более заметна разница восприятия, соответственно методы и подходы к обучению тоже должны быть другими.

Давайте попробуем сравнить современных детей с нами, их родителями, лишь по нескольким аспектам, которые значительно отличают нашу жизнь:  игрушки, информационный поток (телевидение, гаджеты, интернет) и самостоятельность. Думаю, большинство согласится, что эти моменты отличаются кардинально. В каких условиях сейчас растут наши дети? Им не нужно придумывать игры, игрушки в изобилии и часто не ценятся. На детей вываливается огромный поток самой разной и часто негативной информации. Дети перестают задавать вопросы, потому что не получают ответы. Мы стараемся их уберечь от проблем и ошибок, а тем самым лишаем возможности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Вместе с тем данные нейробиологических исследований показали, что в мозге ребёнка закрепляются лишь те нейронные связи, которые регулярно активируются в РЕАЛЬНЫХ ситуациях. Для развития мозга нужна среда испытаний, приключений, познаний, полученных собственным опытом, своим умом и телом! Таким образом, получается, что в современном мире, где столько технологий и возможностей для развития, ничтожно мало стимулов для развития изнутри. Всё это неизбежно приводит к тому, что к 7 годам большая часть детей уже знают гораздо больше того, что знали мы, но при этом они совершенно не готовы к самостоятельному обучению в современной школе. А родители не готовы к таким динамичным изменениям.

Какой же выход? Очень простой – отнестись к этому с пониманием! Признать, что есть прогресс, и он в корне изменил нашу жизнь. Есть базовые вещи, которые мы хотим привить нашим детям - любовь, уважение, доброта, честность, желание и умение учиться! Но есть особенности их поколения, которые нужно учитывать и принимать. Давайте будем им помогать там, где нужна наша помощь. Учить рассуждать, анализировать ситуации, исследовать этот мир руками, глазами и сердцем. Обсуждая какую-то тему, обратите внимание на  эмоции ребёнка, поделитесь своими ощущениями. Читайте вместе книги, развивайтесь и учитесь вместе с ними. Давайте будем убеждать своим примером, так как трудно требовать от ребёнка перестать играть в телефон/планшет, если у родителей он всё время в руках. А ещё важно давать им возможность самостоятельно принимать решения, делать выбор и ощущать последствия. Если вы видите, что ребёнок сегодня  устал, и он всё равно сейчас не усвоит информацию, то зачем ночью читать? Прочитайте ему сами. Но на следующий день обязательно поговорите, что в следующий раз нужно спланировать время так, чтобы он успел, иначе задание останется невыполненным. Здесь важно различать: «помогаю» и «сделаю за тебя», «знакомиться, изучать» и «зубрить». Очень помогает составить примерный план дня, на котором отмечать свои успехи, а к пустым клеточкам возвращаться. Чередовать лёгкие и сложные, письменные и устные задания – это гораздо легче и эффективней.  Помните, что тревожность родителей всегда передаётся детям. И конечно, чтобы не думать со страхом, что скоро школа, о развитии ребёнка нужно вспоминать не за 1 год до неё. Речь идёт не о буквах и цифрах, а о развитии когнитивных функций в целом. Дети, развитием которых занимались с раннего детства, делают значительно большие успехи в учёбе.