Русский язык - понимание

Русский язык - понимание

Изучение русского языка начинается еще в начальных классах. Для грамотного письма необходимо усвоить много правил. Постепенно количество их увеличивается, содержание усложняется, а результаты не улучшаются. Правила быстро забываются. В письменной речи допускается много ошибок. Объяснить допущенную ошибку ученики не в состоянии. Родители в ужасе, ребенок не способен грамотно писать на родном языке. В чем причина? Как помочь школьникам усвоить родной язык?

Многим изучение русского языка дается с трудом. Ведь необходимо знать правила, помнить все исключения из них, разбираться во всех тонкостях и нюансах правописания.

А ведь русским языком мы пользуемся ежедневно. Бывает, что устное изложение мыслей не доставляет труда, но как только их нужно записать, то прямо беда. Все приобретенные навыки куда-то исчезают.

В чем причина безграмотности школьников?

Трудности заключаются в том, что каждое правило объясняется отдельно, без какой-либо взаимосвязи с другими. А ведь русский язык, как и любой другой, имеет общую структуру. Усвоив правило о проверяемой гласной в корне, школьники не понимают, что, пользуясь им, могут проверить и другие части слова; например, суффиксы.

Основа грамотности заключается в том, чтобы не запоминать правила, а понимать их. Для этого нужно усвоить три основных требования: помнить, что все слова состоят из морфем, хорошо знать словообразование и понимать смысл всех частей слова. А главное, научиться применять полученные знания на практике.

Фундамент грамотности - фонемная структура языка, словообразование, понимание частей слова

Сначала надо разобраться с фонетическим составом слов. Чтобы понять - из каких звуков состоят слова, как правильно их произносить. Для этого слова записывают с помощью транскрипции. Но знание отдельных звуков не сделает ученика грамотным. Надо понимать, почему в одном случае согласный твердый, а в другом - мягкий. Нюансов много, но усвоив их, можно избежать лишних ошибок.

Дальше грамотность зависит от знания словообразования. Но тут дело обстоит еще хуже. Ученики с горем пополам еще могут научиться разбирать слова на части, но не могут объяснить смысла этих частей. А это важно знать, потому что суффиксы, приставки, корни с одним значением в безударном и ударном положении пишутся одинаково. Непонимание, как важно знание словообразования для грамотного написания слов, приводит к возникновению ошибок.

Возьмем слово туманный. Правило гласит: в прилагательных суффиксы АН, ЯН пишутся - с одной буквой Н. Не понимая смысла слова, школьник пишет одну букву Н. А на самом деле, слово туманный пишется с двумя НН, потому что одна буква Н относится к корню, а другая Н - это суффикс. Здесь нет суффикса АН, как видит ученик. На этом примеры безграмотности не заканчиваются. Так как же быть?

Понимание вместо запоминания

Если вы хотите исправить положение, не стоит отчаиваться. Главное, научить ребенка понимать значение всех частей слова. И тогда не нужно будет запоминать правила.

Для тренировки нужно научиться делать словообразовательный разбор. Подбирая однокоренные слова, выяснить, из каких морфем состоит слово, и что они обозначают. Понимание смысла отдельных морфем избавит детей от бессмысленного запоминания правил.

Например, прилагательное «пригородный» обозначает - находится у города. Образовано от слова город с помощью приставки при- и суффикса н. Разобрав слово на составляющие, мы сможем применить нужное правило, чтобы избежать ошибок. Усвоив значение приставки при - (расположение около какого-то объекта), мы можем по такому же принципу написать слова: придорожный, приморский, прибрежный.

Такой подход к работе со словами улучшит знание родного языка и научит писать без ошибок.